ГЛАВА 21. ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ § 21.1. Общие сведения
Из таблицы следует, что межосевое расстояние «а» передачи плоским кордшнуровым прорезиненным ремнем в 6 раз больше «а» передачи узким клиновым ремнем ив 8 раз больше «а* передачи зубчатым ремнем. Диаметры шкивов плоскоременной передачи больше соответственно в 2,8 и 3,2 раза.
Контрольные вопросы
1. Какой принцип работы зубчато-ременной передачи? Ее достоинства, недостатки и область применения?
2. Как устроен зубчатый ремень?
3. Как рассчитывается зубчато-ременная передача?
4. Для чего в зубчато-ременной передаче создают предварительное натяжение ремня?
ГЛАВА 21. ЦЕПНЫЕ ПЕРЕДАЧИ § 21.1. Общие сведения
Цепная передана относится к переданам зацеплением с гибкой связью. Состоит из ведущей и ведомой звездочек, огибаемых цепью (рис. 21.1, а, б).
Достоинства. 1. По сравнению с зубчатыми передачами цепные передачи могут передавать движение между валами при значительных межосевых расстояниях (<5 м). 2. По сравнению с ременными передачами: а) более компактны, б) могут передавать большие мощности (до 3000 кВт), в) силы, действующие на валы, значительно меньше, так как предварительное натяжение цепи мало, г) могут передавать движение одной цепью нескольким звездочкам.
Недостатки. 1. Значительный шум вследствие удара звена цепи при входе в зацепление, особенно при малых числах зубьев звездочек и большом шаге (этот недостаток ограничивает возможность применения цепных передач при больших скоростях). 2. Сравнительно быстрое изнашивание шарниров цепи вследствие затруднительного подвода смазочного материала. 3. Удлинение цепи из-за износа шарниров, что требует натяжных устройств.
Применение. Цепные передачи применяют в станках, транспортных, сельскохозяйственных и других машинах для передачи
Рис. 21.1. Цепная передача: а — роликовой цепью; б — зубчатой цепью |
движения между параллельными валами, расположенными на значительном расстоянии, когда зубчатые передачи непригодны, а ременные ненадежны. Наибольшее применение получили цепные передачи мощностью до 120 кВт при окружных скоростях до 15 м/с.
§ 21.2. Приводные цепи
Главный элемент цепной передачи — приводная цепь, которая состоит из соединенных шарнирами звеньев [1].
Основными типами приводных цепей являются втулочные, роликовые и зубчатые, которые стандартизованы и изготовляются специализированными заводами.