Роликовые цепи.
Роликовые цепи. Состоят из двух рядов наружных и внутренних пластин (рис. 21.2). В наружные пластины запрессованы валики, пропущенные через втулки, на которые запрессованы внутренние пластины. Валики и втулки образуют шарниры. На втулки свободно надеты закаленные ролики. Зацепление цепи со звездочкой происходит через ролик, который перекатывается по зубу и уменьшает его износ. Кроме того, ролик выравнивает давление зуба на втулку и предохраняет ее от изнашивания. Роликовые цепи имеют широкое распространение, рекомендуются при скоростях у<15 м/с (табл. 21.1).
Втулочные цепи. Эти цепи по конструкции аналогичны предыдущим, но не имеют роликов, что удешевляет цепь, уменьшает ее массу, но увеличивает износ. Втулочные цепи применяют в неответственных передачах при м/с.
В зависимости от
передаваемой мощности втулочные и роликовые цепи изготовляют однорядными (см. рис. 21.2) и
многорядными (рис. 21.3) с числом рядов v = 2...4.
Соединение концов цепи при четном числе ее звеньев производят соединительным звеном /, при нечетном — переходным 2 (см. рис. 21.2).
Зубчатые цепи. Состоят из набора пластин зубообразной формы, шарнирно соединенных между собой (рис. 21.4). Число пластин определяет ширина цепи Б, которая зависит от передаваемой мощности. Рабочими гранями пластин являются плоскости зубьев, расположенные под углом 60°, которыми каждое звено цепи садится на два зуба звездочки (см. рис. 21.7). Благодаря этой особенности зубчатые цепи обладают минимально возможным шагом и поэтому допускают более высокие скорости.
Для устранения бокового спадания цепи со звездочки применяют направляющие пластины 1 (см. рис. 21.4), расположенные по середине цепи или по бокам ее.
Шарнир трения качения (рис. 21.5) состоит из двух призм 1 и 2 с цилиндрическими поверхностями, которые обеспечивают трение качения. Длина призм