§ 8.14. Средние значения к. п. д. одной пары колес
В современном машиностроении широко применяется смазывание зубчатых передач погружением венцов одного или обоих колес в ванну с маслом герметичного корпуса (картера). При вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, смазывая не только зубья в зоне зацепления, но и подшипники качения (см. рис. 16.3). Часто такое смазывание называется картерным, его применяют при окружных скоростях колес ι> = = 0,3...12,5 м/с.
При более высоких скоростях центробежная сила сбрасывает масло с зубьев. Зацепление работает при недостаточном смазывании, увеличиваются потери мощности на перемешивание масла, повышается его температура (масло разлагается, вязкость уменьшается).
При высоких скоростях колес применяют циркуляционное смазывание. Масло принудительно (от насоса) — поливом — подается в зону зацепления, стекает в сборник, фильтруется, охлаждается и вновь подается в зону зацепления (см. рис. 15. 13, б).
Сорт масла выбирают в зависимости от окружной скорости ν и контактного напряжения зубьев он (см. список литературы [7]). Чаще всего применяют нефтяные жидкие масла: индустриальные масла общего назначения (И-20А, И-ЗОА и др.), турбинные (Т22, Г3о и др.).
Для смазывания зубчатых передач применяются также специальные масла (противоизносные, противозадирные, антикоррозийные и др.), полученные добавлением присадок элементо-органических соединений.
К.п.д. зубчатых передач. Потери мощности в зубчатых передачах складываются из потерь на трение в зацеплении, на трение в подшипниках и гидравлических потерь на взбалтывание и разбрызгивание масла (закрытые передачи). Потери в зацеплении составляют главную часть потерь передачи, они зависят от точности изготовления, способа смазывания, шероховатости рабочих поверхностей, скорости колес, свойств смазочных материалов и числа зубьев колес. С увеличением числа зубьев к.п.д. передачи возрастает. При передаче неполной мощности к.п.д. передачи снижается. Для выполнения расчетов можно использовать табл. 8.3.
Потерянная мощность в передаче
переходит в теплоту, которая при недостаточном охлаждении может вызвать
перегрев передачи.
Тепловой расчет зубчатых передач ведется аналогично расчету червячных передач
(см. § 15.13).
Таблица 8.3. Средние значения к. п. д. одной пары колес при передаче полной мощности (без учета потерь в подшипниках)
|