Хромистые стали
но с добавлением в начале обозначения буквы А, например сталь А12 — углеродистая сернистая конструкционная сталь со средним содержанием углерода 0,12 %. Обрабатываемость сталей эффективно повышается также небольшими добавками кальция и свинца.
Низкоуглеродистые качественные стали преимущественно применяют с Цементацией (науглероживанием поверхностных слоев) и закалкой для деталей, требующих высокой поверхностной твердости, работающих на износ, при невысоких требованиях к прочности сердцевины.
Углеродистые качественные стали со средним содержанием углерода применяют для деталей относительно небольших сечений, подвергаемых термической обработке до средней твердости. Для них целесообразны поверхностные термические и химико-термические обработки, обеспечивающие малое коробление. Детали больших сечений из углеродистых сталей не прокаливаются. Объемная закалка до высокой твердости мелких деталей из углеродистых сталей возможна, но она вызывает значительные их деформации, а иногда и появление трещин, поэтому ее применяют только для деталей простой конфигурации.
Легирование стали (см. табл. 2.3) применяют, если к деталям предъявляют требования повышенной прочности, износостойкости или специфических свойств: жаропрочности, коррозионной стойкости и т. д.
Как правило, эти стали подвергают термической обработке.
Низкоуглеродистые легированные стали применяются с цементацией и закалкой для деталей, работающих на износ, особенно в условиях начального касания по линии или в точке (зубья колес, кольца подшипников) и при необходимости высокой прочности сердцевины.
Среднеуглеродистые легированные стали применяют для деталей, подвергаемых улучшению и поверхностной или объемной закалке до средней или высокой твердости. Легирующие элементы в конструкционных легированных сталях, как правило, повышают механические свойства, закаливаемость и прокаливаемость сталей.
Хромистые стали имеют по сравнению с углеродистыми повышенные прочность, износостойкость, а при значительном содержании хрома — повышенное сопротивление коррозии. Благодаря этим свойствам, а также относительно невысокой стоимости их широко применяют в машиностроении для деталей сравнительно небольших сечений. Ввиду недостаточно хорошей прокаливаемости применение этих сталей для деталей больших сечений неэффективно.