Плотность также можно обеспечить с помощью клея.
Плотность также можно обеспечить с помощью клея.
Преимуществами заклепочных соединений являются стабильность и контролируемость качества. Недостатки — повышенный расход металла и высокая стоимость, неудобные конструктивные формы в связи с необходимостью наложения одного листа на другой или применения специальных накладок. В настоящее время заклепочные соединения в большинстве областей вытеснены сварными и этот процесс продолжается.
Область практического применения заклепочных соединений ограничивается следующими случаями:
1) соединения, в которых нагрев при сварке недопустим из-за опасности отпуска термообработанных деталей или коробления окончательно обработанных точных деталей;
2) соединения несвариваемых материа* лов;
3) соединения в самолетах, например только в одном современном пассажирском самолете применяют до 2,5 миллионов заклепок;
4) соединения в автомобилестроениидля рам грузовых машин.
Преимущественно заклепками соединяют листовые конструкции.
|
1 В связи с тем, что в СССР котлы на все давления выполняют сварными, ограничиваемся рассмотрением силовых соединений. |
Рис. 5.1. Заклепка с полукруглыми головками и простейшее заклепочное соединение |
Заклепки
изготовляют из прутков на высадочных автоматах.
Клепку стальными заклепками диаметром до 8... 10 мм, а также заклепками из латуни, меди и легких сплавов всех диаметров производят холодным способом, а остальных заклепок — горячим способом.
Материал заклепок должен быть достаточно пластичным для обеспечения возможности формирования головок и однородным с материалом соединяемых деталей во избежание электрохимической коррозии. Стальные заклепки обычно изготовляют из сталей Ст2, СтЗ, 09Г2 и др. Для соединения элементов из сталей повышенного качества целесообразно применять заклепки из тех же сталей, если возможно по условиям их пластического деформирования. Из легких сплавов для заклепок применяют В65, Д15 и др.
Государственными стандартами предусмотрены следующие виды заклепок.
Заклепки со сплошным стержнем: с полукруглой головкой (ГОСТ
10299— 80* и ГОСТ 14797—85, рис. 5.2, а), имеющие основное применение в силовых и плотных швах; с плоской головкой (ГОСТ 14801—85, рис. 5.2,6), предназначенные для работы в коррозионных средах; с потайной головкой (ГОСТ
10300— 80*, ГОСТ 14798—85, рис. 5.2, в), применяемые при недопустимости выступающих частей, в частности в самолетах; с полупотайной головкой для соединения тонких листов.