17.16. Основные направления в конструировании и расчетах опор качения
При окружных скоростях колец до 15 м/с применяют как пластичные, так и жидкие смазочные материалы, а свыше рекомендуется использовать жидкие.
Смазывание окунанием в масляной ванне применяют для подшипников горизонтальных валов.
Для смазывания подшипников редукторов и коробок передач, как правило, бывает достаточно масляного тумана, который образуется при погружении в масло по меньшей мере одного из зубчатых колес. Для защиты подшипников от избытка масла и продуктов износа иногда используют маслоотражательные кольца.
Для особо быстроходных подшипников используют принудительное смазывание масляным туманом, который подается струей сжатого воздуха со скоростью не менее 15 м/с. При этом подшипниковый узел эффективно смазывается и охлаждается.
Для подшипников, работающих в
экстремальных условиях (вакуум, высокие темпералуры, агрессивные среды),
применяют
твердые смазочные материалы. Наибольшее распространение получили дисульфид
молибдена, графит, фторопласт, а также их композиции; покрытия из свинца,
серебра, никеля, кобальта, индия, золота.
При эксплуатации в обычных условиях один раз в год необходимо проверять состояние колец и тел качения подшипников. В среднем при рабочей температуре до 50 °С масло следует менять один раз в год, при 100°С — через каждые три месяца.
17.16. Основные направления в конструировании и расчетах опор качения
В конструировании подшипников качения наблюдается постоянная тенденция к расширению номенклатуры подшипников сверхлегких серий, игольчатых подшипников с сепараторами, высокоскоростных, со встроенными уплотнениями, с разъемными кольцами и др. Оптимизируют геометрию дорожек качения и форму роликов в целях снижения контактных напряжений. В связи с ростом требований к жесткости и точности вращения опор расширяется область применения роликовых подшипников. В настоящее время большое внимание уделяют качеству металла для подшипников качения и в первую очередь его чистоте. Для удаления примесей используют вакуумную дегазацию, электрошлаковый и вакуумно-дуговой переплав, Передовые зарубежные фирмы используют для подшипников только очищенные металлы.
Для уточненных расчетов ресурса подшипников фирма SKF ввела комплексный коэффициент аСкф = aia2ai > который учитывает вязкость и чистоту смазочного материала, а также величину недавно установленного предела контактной выносливости.