18.9. Расчет подшипников скольжения при жидкостной смазке
Температуру находят из уравнения теплового баланса между теплообразованием и теплоотдачей при установившемся режиме. Мощность теплообразования в подшипнике.
Теплоотвод осуществляется через корпус, вал и смазочный материал. Мощность теплоотвода через корпус подшипника
, где Kt — коэффициент теплоотдачи; А — площадь свободной поверхности корпуса подшипника; /п и /0
— температура соответственно корпуса и окружающей среды. Рекомендуемые значения Ks =15...20 Вт/(м2 -°С). Теплоотвод через вал
учитывают, условно увеличив площадь поверхности корпуса на величину (5...8)с/2 на каждый конец вала, выходящий из
корпуса.
В уточненных расчетах с применением ЭВМ дополнительно учитывают тепловое сопротивление масляного слоя, вала и корпуса, учитывают изменения плотности и теплоемкости масла в зависимости от температуры и т. д.
Мощность теплоотвода через смазочный материал
где с — удельная теплоемкость масла; V — объемный расход масла; ρ — плотность масла; /вых и tB% — температура масла соответственно на выходе и входе в подшипник. Из уравнения теплового баланса
находят среднюю температуру масла, которая во избежание его быстрого старения не должна превышать 80 °С, а для специальных энергетических машин — 90 °С .
Объем масла, прокачиваемый через подшипник
где q — коэффициент относительного расхода масла через торцы подшипника [31].
18.9. Расчет подшипников скольжения при жидкостной смазке
Гидродинамические расчеты проводят для определения минимальной толщины масляного слоя, обеспечивающей при установившейся температуре режим жидкостной смазки
Минимальная
толщина масляного слоя должна быть больше суммы высот микронеровностей цапфы Rz] и
вкладыша Rz2 . Однако
в реальных подшипниках всегда имеют место перекосы вала, погрешности формы и
температурные деформации, поэтому при отсутствии специальных расчетов на
основании опыта принимают
Рабочие поверхности валов обрабатывают тонким точением (Rz 1,6...6,3), шлифованием (Rz 0,8...3,3), полированием (Rz 0,05...0,8). Рабочие поверхности вкладышей протягивают, развертывают, шабрят и растачивают (Rz 1,6,.. 10).
Расчет подшипников при жидкостной смазке обычно проводят в форме проверочного.