2.2. Основные типы и параметры резьб
2.2. Основные типы и параметры резьб
Резьба может выполняться на цилиндрической (цилиндриче- t кая резьба) и конической (коническая резьба) поверхностях.
|
Основой любой резьбы является винтовая линия. В зависимости от ее направления различают резьбу правую и левую. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх (рис.2.2), у левой — справа налево и вверх. Основное распро- ι ι ранение имеет правая резьба.
Пшповую линию получают о|ц(»анием цилиндра плоско- ί и.ю с наклонной линией под миом ψ. Если на расстоянии iu о г начала первой линии на- тч in еще одну наклонную линию. ю при огибании цилиндра
нон плоскостью получают р„с. 2.2. Образование резьбы ни ν ν [лходпую резьбу.
33 |
Угол подъема винтовой линии определяют по формуле
Профиль резьбы образуют с помощью фигуры А, перемещаемой по винтовой линии. В зависимости от формы сечения резьбы различают: треугольную метрическую (рис. 2.3, а), трапецеидальную (рис. 2.3,6), упорную (рис. 2.3, в) и другие виды резьб (см. атлас «Детали машин»).
Рис. 2.3. Виды резьб: а) треугольная метрическая, б) трапецеидальная, в) упорная |
В качестве крепежной резьбы в основном
применяется метрическая резьба. Профиль этой резьбы треугольный с высотой Н.
Вершины резьбы по наружному диаметру d винта
и внутреннему диаметру D} гайки срезаны, соответственно, на 1/8 и 1/4
Я. В результате получают рабочую высоту профиля Ну. Стандартом регламентирован
радиус скругления резьбы на внутреннем диаметре винта R\ =Н/6, который
существенно влияет на усталостную прочность резьбового соединения.
Основные размеры профиля резьбы определяют в долях от шага. Поэтому с изменением шага резьбы изменяются и размеры профиля по геометрическому подобию.
Стандартом предусмотрены резьбы с различными шагами при одинаковом наружном диаметре d резьбы (рис. 2.4). С уменьшением шага резьбы увеличивается внутренний диаметр резьбы d], чго заметно повышает прочность стержня винта (болта). Однако резьба с мелким тагом требует повышенной точности изготовления, что увеличивает стоимость резьбовой детали. Резьбы с мелким πι.н ом применяют преимущественно в авиационной и космиче- | к он технике, при действии значи- irnuibix переменных нагрузок, а i.hwkc в приборостроении.
Трапецеидальные и упорные резьбы, обладающие меньшим цп-нпем и более высоким коэффициентом полезного действия, 11] шмоняют преимущественно в передачах винт-гайка (см. гл. 15).