Шпонки общемашиностроительного назначения
Шпонки общемашиностроительного назначения обычно изготавливают из углеродистых сталей 45 и 50 светлого проката или чистотянутых профилей. В сильно нагруженных соединениях применяют шпонки из легированных сталей, например, из стали 40Х с термической обработкой до твердости 35—45 HRCS.
Ширину Ъ и высоту И обыкновенных призматических шпонок (рис. 6.1, о; 6.2, сз, б) выбирают по ГОСТ 233460-78 в зависимости от посадочного диаметра d соединения. Концы шпонок могут быть плоскими (рис. 6.2, а) или скругленными (рис. 6.2, б)\ шпонки со скругленными концами применяют чаще.
Глубина
врезания шпонки в ступицу к
= 0,43й при d < 40 мм и k = 0,4h при d >40 мм.
В расчетах приближенно принимают
заглубление шпонки в вал ij » 0,6h , а в ступицу
к = 0,4h (см.
рис. 6.1, а).
Обычно призматические шпонки вставляют в паз вала с натягом без
дополнительного крепления, а в паз ступицы — с небольшим зазором.
5' |
131 |
Осевое фиксирование шпонки на валу наиболее просто осуществляют применением глухого паза, изготовляемого концевой (пальцевой) фрезой (рис. 6.3, а). Предпочтительно изготовление шпоночного паза на валу дисковой фрезой (рис. 6.3, б), при этом достигается более высокая точность выполнения размера Ъ шпоночного вала и меньшая концентрация напряжений; однако осевая фиксация шпонки менее надежна. Пазы в ступице выполняют долблением (строганием) или протягиванием одношлицевой протяжкой.

Рис. 6.3. Шпоночные пазы в валу, изготовленные: а — концевой (пальцевой) фрезой; б — дисковой фрезой
Действующий на соединение вращающий момент Τ вызывает напряжения среза тср в шпонке по сечению А—А
Рис. 6.4. Расчетные схемы соединений; с призматической шпонкой; б — с цилиндрическими шпонками |
