Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

Шпонки общемашиностроительного назначения

Шпонки общемашиностроительного назначения обычно из­готавливают из углеродистых сталей 45 и 50 светлого проката или чистотянутых профилей. В сильно нагруженных соединениях применяют шпонки из легированных сталей, например, из стали 40Х с термической обработкой до твердости 35—45 HRCS.

Ширину Ъ и высоту И обыкновенных призматических шпо­нок (рис. 6.1, о; 6.2, сз, б) выбирают по ГОСТ 233460-78 в зависи­мости от посадочного диаметра d соединения. Концы шпонок мо­гут быть плоскими (рис. 6.2, а) или скругленными (рис. 6.2, б)\ шпонки со скругленными концами применяют чаще.


Глубина врезания шпонки в ступицу к = 0,43й при d < 40 мм и k = 0,4h при d >40 мм. В расчетах приближенно принимают
заглубление шпонки в вал ij » 0,6h , а в ступицу к = 0,4h (см. рис. 6.1, а). Обычно призматические шпонки вставляют в паз ва­ла с натягом без дополнительного крепления, а в паз ступицы — с небольшим зазором.

5'

131

Осевое фиксирование шпонки на валу наиболее просто осу­ществляют применением глухого паза, изготовляемого концевой (пальцевой) фрезой (рис. 6.3, а). Предпочтительно изготовление шпоночного паза на валу дисковой фрезой (рис. 6.3, б), при этом достигается более высокая точность выполнения размера Ъ шпо­ночного вала и меньшая концентрация напряжений; однако осе­вая фиксация шпонки менее надежна. Пазы в ступице выполняют долблением (строганием) или протягиванием одношлицевой про­тяжкой.

i_6_3.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.3. Шпоночные пазы в валу, изготовленные: а — концевой (пальцевой) фрезой; б — дисковой фрезой

Действующий на соединение вращающий момент Τ вызы­вает напряжения среза тср в шпонке по сечению А—А

i_6_4.jpg

Рис. 6.4. Расчетные схемы соединений; с призматической шпонкой; б — с цилиндрическими шпонками

Для упрощения расчетов считают, что напряжения смятия (давление) осм распределены равномерно по площади контакта боковых граней шпонок и шпоночных пазов (рис. 6.4, а), а плечо равнодействующей этих напряжений равно 0,5d (где d — диаметр вала). Давлением на рабочих поверхностях шпонок и пазов, воз­никающим при посадке шпонок в паз вала с натягом, пренебре­гают. При этих упрощениях напряжения смятия на боковых ра­бочих гранях шпонки или паза в ступице и на валу находят по формуле
6_0.jpg