Улучшаемые стали.
Улучшаемые стали. Применяют для зубчатых колес, преимущественно изготовляемых в условиях мелкосерийного и единичного производства при отсутствии жестких требований к габаритным размерам. Чистовое нарезание зубьев улучшаемых колес производят после термической обработки, что принципиально облегчает их изготовление, в частности, исключает необходимость шлифования и позволяет обеспечить высокую точность.
Применяют качественные углеродистые стали 40, 45, 50Г и легированные 35ХГС, 40Х и др.
Стали в нормализованном состоянии. Для обоих сопряженных зубчатых колес применяют только во вспомогательных механизмах, например, в механизмах с ручным приводом. Основные материалы — среднеуглеродистые стали 40, 45, 50. Для повышения стойкости против заедания шестерни и колеса следует изготовлять из разных материалов.
Стальное литье. Применяют для колес больших диаметров. Основные материалы — литейные среднеуглеродистые стали 15Л...50Л, а также литейные марганцовистые и низколегированные стали 40ХЛ, ЗОХГСЛ, 50Г2 и др. Литые колеса подвергают преимущественно нормализации.
Чугуны. Используют для тихоходных, в основном крупногабаритных и открытых передач. Кроме того, из чугуна изготовляют сменные колеса (поочередно работающие). Чугуны относительно хорошо сопротивляются заеданию, поэтому они могут работать при скудной смазке, например в открытых передачах. Прочность обычных серых чугунов на изгиб, особенно при ударных нагрузках, значительно меньше, чем сталей. Поэтому габаритные размеры и особенно модули у чугунных колес значительно больше, чем у стальных, а ширина колес меньше (6 = 0,2aw). Применяют чугуны СЧ20...СЧ35, а также высокопрочные магниевые чугуны с шаровидным графитом. Колеса из высокопрочных чугунов должны работать с твердыми шестернями.
Пластмассовые зубчатые колеса. В паре с металлическими применяют в слабонагруженных передачах для обеспечения бесшумности, или самосмазываемости, или химической стойкости. Типичные примеры — приводы распределительного вала автомобильных двигателей, веретен текстильных машин и приборов.
Пластмассы в напряженных зубчатых передачах не применяют, так как прочные пластмассы на основе стеклянных волокон содержат абразивы и неблагоприятны для работы в условиях скольжения. Пластмассовые колеса должны работать в паре со стальными или чугунными колесами достаточной твердости в связи с низкой теплопроводностью пластмасс.