§ 5. ВАЛЫ-ШЕСТЕРНИ
С целью экономии относительно дорогих сталей, идущих на изготовление конических колес, при внешнем диаметре dae> 180 мм целесообразно колеса выполнять составными. В зависимости от размеров колеса зубчатый венец крепят к стальному центру болтами, установленными без зазора (под развертку) (рис. 4.9, а), или к фланцу вала заклепками (рис. 4.9, б)\ зубчатый венец располагают
|
так, чтобы осевая сила, возникающая в зацеплении, была направлена на опорный фланец.
Широкое применение имеют конические колеса с круговыми зубьями, которые нарезают резцовыми головками, закрепляя заготовку на оправке. Чтобы такое нарезание можно было осуществить, необходимо предусмотреть свободный выход инструмента, a^0,5mte (рис. 4.10), где mte — внешний окружной модуль.
§ 5. ВАЛЫ-ШЕСТЕРНИ
|
Возможны
два конструктивных исполнения шестерен зубчатых передач: вместе с валом
(вал-шестерня) и отдельно от него (насадная шестерня). Более рациональной конструкцией
является вал-шестерня. Изготовляют вал-шес- терню из поковки. Точность и
надежность вала-шестерни выше, так как нет соединения шестерни с валом и,
следовательно, меньше возможных погрешностей и источников отказов. При этом
стоимость изготовления ниже, чем вала и насадной шестерни. Именно поэтому все
De De
|
шестерни редукторов выполняют вместе с валом. Насадные шестерни применяют в тех случаях, когда по каким-либо причинам их нельзя сделать вместе с валом (например, по условиям работы шестерня должна быть подвижной вдоль оси вала).
При изготовлении вала-шестерни зубья цилиндрической зубчатой передачи нарезают на валу (рис. 4.11). Выход фрезы (/вых) определяют (мм) графически по диаметру фрезы De (мм), который в зависимости от модуля т принимают по табл. 4.4.
Таблица 4.4
|
Конструкция вала в месте нарезания зубьев зависит от передатбчного числа и межосевого расстояния передачи (см. § 3, гл. 12).
§6. ЧЕРВЯЧНЫЕ КОЛЕСА
Основные геометрические размеры червячного колеса определены из расчета (см. с. 27). Чаще всего червячные колеса изготовляют составными: центр колеса — из серого чугуна или из стали, зубчатый венец — из бронзы. Соединение венца с центром должно обеспечить передачу большого по величине вращающего момента и сравнительно небольшой осевой силы.