Конструкция червячного колеса
Конструкция червячного колеса и способ соединения венца с центром зависят от масштаба выпуска. При единичном и мелкосерийном производстве, когда число изготовляемых червячных колес не превышает пятидесяти, зубчатые венцы соединяют с центром посадкой с натягом.

Конструктивно это соединение оформляют так, как показано на рис. 4.12, а, б. При постоянном направлении вращения червячного колеса на наружной поверхности центра предусматривают буртик. Такая форма центра является традиционной. Однако наличие буртика усложняет изготовление и центра, и венца. В современных конструкциях соединение венца с центром следует выполнять без буртика (рис. 4.12,6), а посадку выбирать по методике, изложенной в гл. 5. При этом устанавливать винты в стык зубчатого венца и обода центра не требуется.
При больших диаметрах колес (я?аМ2^400 мм) крепление венца к центру можно осуществлять болтами, поставленными без зазора (рис. 4.12, в). Венец предварительно центрируют по поверхности центра. Сопряжение центрирующих поверхностей выполняют по переходной посадке. В таких конструкциях нужно предусматривать надежное стопорение гайки от самоотвинчивания.
Червячные колеса вращаются с небольшой скоростью. Поэтому нерабочие поверхности обода, диска, ступицы колеса оставляют необработанными и делают конусными с большими радиусами закруглений.
Острые кромки на торцах венца притупляют фасками /«0,5 га, где га— модуль зацепления, с округлением до стандартного значения (см. табл. 4.1).
Размеры других основных конструктивных элементов принимают по соотношениям, приведенным на рис. 4.12.
Остальные конструктивные элементы червячных колес следует принимать такими же, как для обычных зубчатых колес (см. с. 64).
Если изготовляется большая партия колес (100 шт. и более), то экономически выгодно применять наплавленный венец. При этом снижаются требования к точности обработки сопрягаемых поверностей венца и центра, не нужны мощные прессы для их соединения, не требуется также дополнительное крепление винтами.
Чугунный или чаще стальной центр закладывают в металлическую форму (кокиль), подогревают ее и заливают расплавленной бронзой. При остывании между центром и венцом возникает механическое сцепление, вызываемое усадкой затвердевающего жидкого металла венца.
Конструктивные варианты исполнения наплавленных венцов показаны на рис. 4.13, α — г.