§ 9. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПОР ВАЛОВ-ЧЕРВЯКОВ
Установка подшипников по схеме
|
«враспор» (широкие торцы наружных колец расположены наружу) приводит к значительному увеличению размера узла в осевом направлении. Применять ее в силовых конических зубчатых передачах не рекомендуется.
§ 9. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПОР ВАЛОВ-ЧЕРВЯКОВ
На рис. 6.23 показаны варианты выполнения подшипниковых опор при фиксации вала-червяка по наиболее простой и дешевой схеме «враспор» (см. рис. 3.6,6). Такую схему применяют при ожидаемой разности температур червяка и корпуса до 20° С и относительно коротких валах; так, в диапазоне d= 30...50 мм при установке вала на шариковых радиально-упорных подшипниках отношение l/d^ 8, на конических роликовых подшипниках l/d^ 6.
Так как на червяк действует значительная осевая сила, то в опорах применяют радиально-упорные преимущественно конические подшипники (рис. 6.23, а). Шариковые радиально- упорные подшипники применяют при длительной непрерывной работе передачи с целью уменьшения потерь мощности и тепловыделения в опорах (рис. 6.23,6). Следует иметь в виду, что по схеме «враспор» не рекомендуется устанавливать радиально-упорные подшипники с большим углом контакта (а >18°). В этом случае, а также при больших ожидаемых температурных деформациях вала для закрепления вала-червяка в корпусе используют схему с одной фиксирующей и одной плавающей опорами (рис. 3.6, в).
На рис. 6.24, α — в показаны наиболее распространенные варианты выполнения фиксирующей опоры вала-червяка. Так как радиально-упорные однорядные подшипники воспринимают осевую нагрузку только одного направления, то для фиксации вала в обоих направлениях в фиксирующей опоре необходимо устанавливать два таких подшипника.
Для крепления подшипников в корпусе предусматривают упорный буртик (рис. 6.24, а). При сборке червяк устанавливают в корпусе через отверстие под подшипник. Иногда диаметр отверстия получается меньше диаметра вершин витков червяка и сборка оказывается невозможной. Диаметр отверстия можно увеличить, устанавливая подшипники
|
фиксирующей опоры в стакане (рис. 6.24,6), который затем закрепляют в корпусе. Наличие стакана упрощает установку вала-червяка в корпусе.
Применение подшипника с упорным бортом на наружном кольце значительно упрощает конструкцию (отверстие в корпусе без буртика, отсутствует стакан)
(рис. 6.24, в).