Кинематическая точность передачи
Чтобы ограничить перечисленные отклонения, на чертежах задают допуски расположения поверхностей вала и корпуса.
Кинематическая точность передачи и точность по нормам контакта, кроме прочих причин, зависит от точности расположения посадочных поверхностей и базовых торцов валов, а также посадочных отверстий и базовых торцов колес. Поэтому на чертежах валов, зубчатых и червячных колес задают допуски расположения базовых поверхностей.
По СТ СЭВ 301—76 приняты обозначения: отклонений формы и расположения Δ; допусков формы и расположения Т.
При учебном проектировании нужно учитывать следующие виды погрешностей формы и расположения поверхностей.
1. Отклонение от круглости — наибольшее расстояние Δ от точек реального профиля до прилегающей окружности (рис. 16.11).
Допуск круглости Τ—наибольшее допускаемое значение отклонения от круглости.
2. Отклонения от цилиндричности — наибольшее расстояние Δ от точек реальной поверхности до прилегающего цилиндра (рис. 16.12).
Допуск цилиндричности Τ—наибольшее допускаемое значение отклонения от цилиндричности. Отклонение от цилиндричности включает в себя отклонение от круглости.
|
3.
Отклонение от соосности
относительно оси базовой поверхности — наибольшее расстояние Δ
между осью рассматриваемой поверхности и осью базовой поверхности (рис.
16.13).
4. Отклонение от соосности относительно общей оси — наибольшее расстояние Δ1? Δ2 между осью рассматриваемой поверхности и общей осью двух поверхностей (рис. 16.14).
Допуск соосности в диаметральном выражении — удвоенное наибольшее допускаемое значение отклонения от соосности.
5. Отклонение от параллельности плоскостей — разность А = а-Ь наибольшего и наименьшего расстояний между прилегающими плоскостями в пределах нормируемого участка (рис. 16.15).
Допуск параллельности — наибольшее допускаемое значение отклонения от параллельности.
6. Отклонение от перпендикулярности плоскости относительно оси, выраженное в линейных единицах на длине нормируемого участка L или D (рис. 16.16).
Допуск перпендикулярности — наибольшее допускаемое значение отклонения от перпендикулярности.
7. Радиальное биение Д = /?тах — Rmm — разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности до базовой оси (рис. 16.17).