Коэффициент сцепления
При определении контактного давления осевую силу Fa, действующую в зацеплении, в расчет не принимаем. Как показывает анализ, после приведения сил Ft и ¥а к диаметру d соединения влияние осевой силы оказывается незначительным. Если учитывать силу Fa, то давление увеличивается для цилиндрических и червячных колес в ~ 1,005 раза, а для конических колес с круговым зубом в ~ 1,02 раза.
Коэффициент сцепления / принимают для материалов:
Сталь — чугун Сталь — бронза, латунь
Чугун — бронза, латунь Сталь — сталь
2. Деформация деталей (мкм)
Значения Ε, Н/мм2: для стали — 2,1 ■ 105; чугуна — 0,9· ΙΟ5· оловянной бронзы — 0,8 ·105; безоловянной бронзы— 105 и латуни—105.
Значения μ: для стали — 0,3; чугуна — 0,25; бронзы, лату- ни — 0,35.
3. Поправка на обмятие микронеровностей
где Rax и Ra2—средние арифметические отклонения профиля поверхностей.
Значения Ra (мкм) берут из чертежей деталей или
принимают по табл. 16.2.
4. Поправка на температурную деформацию. При подборе посадки зубчатых венцов червячных колес, которые нагреваются при работе передачи до относительно высоких температур, учитываются температурные деформации центра и венца колеса, ослабляющие натяг.
Поправка на температурную деформацию (мкм)
Значения коэффициентов α, 1 /°С: для стали — 12 · 10 ~ 6; для чугуна—10Ί0"6; для бронзы, латуни—19· 10"6. Под tx и г2 здесь понимают среднюю объемную температуру соответственно обода центра и венца колеса.
5. Минимальный натяг (мкм), потребный для передачи вращающего момента,
6. Максимальный натяг (мкм), допускаемый прочностью деталей,
где [А]тах — максимальная деформация, мкм, допускаемая прочностью деталей
где [р ]тах(Н/мм2) — максимальное давление, допускаемое прочностью охватывающей (или охватываемой) детали, меньшее из двух:
Для сплошного вала
Пределы текучести στ некоторых материалов (см. также табл. 12.7):
Материал |
Сгаль 35 Л |
Сталь 45 |
счзо |
Бр 010Ф1 |
Бр 05Ц5С5 |
Бр А9ЖЗЛ |
ЛЦ23А6ЖЗМц2 |
Алюминиевый сплав Д16 |
στ, Н/мм2 (для чугуна σ0ι2/ а0,2сж) |
280 |
650 |
140 310 |
200 |
90 |
200 |
240 |
330 |