§ 1.6. Расчет на прочность стержня винта (болта) при различных случаях нагружения
Условие прочности по напряжениям растяжения в стержне
σ=F/(π/4d1^2)<[σ] (1.16)
Допускаемые напряжения [σ] здесь и далее см. табл. 1.2.
Болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует. Примером служат болты для крепления ненагруженных герметичных крышек и люков корпусов машин (рис. 1.19). В этом случае стержень болта растягивается осевой силой F3aT, возникающей от затяжки болта, и закручивается моментом сил трения в резьбе Гр [см. формулу (1.5), где F равна F3aT]. Напряжение растяжения от силы F3aT σ=F/(π/4d1^2)
Напряжения кручения от момента Тр
τ=Tp/Wp=0.5Fзатd2tg(ψ+φ)/(0.2d1^3) (1.17)
Требуемое значение силы затяжки F3aT =Aσ
где А — площадь стыка деталей, приходящаяся на один болт, асм — напряжение смятия в стыке деталей, значение которого выбирают по условиям герметичности [см., также рекомендации (1.28)].
Прочность болта определяют по эквивалентному напряжению
σэк=(σ^2+3t^2)^0.5 (1.18)
Вычисления показывают, что для стандартных метрических резьб
σэк=1,3σ
Это позволяет рассчитывать прочность болтов по упрощенной формуле
σэк =1,3Fзат/(π/4d1^2) 1.19)
Расчетами и практикой установлено, что болты с резьбой меньше М10...М12 можно разрушить при недостаточно квалифицированной затяжке. Например, болт с резьбой Мб разрушается при силе на ключе, равной 45 Н; болт с резьбой Μ12 — при силе 180 Η (см. табл. 1.6). Поэтому в среднем и тяжелом машиностроении не рекомендуют применять болты малых диаметров (меньше М8). На некоторых заводах для затяжки болтов используют специальные ключи предельного момента. Эти ключи не позволяют приложить при затяжке момент больше установленного. В таком случае отпадает необходимость ограничивать применение болтов малых диаметров (при условии, что ключи предельного момента применяют и в эксплуатации).
Болтовое соединение нагружено силами, сдвигающими детали в стыке. Условием надежности соединения является отсутствие сдвига деталей в стыке. Конструкция может быть выполнена в двух вариантах.
где i—число плоскостей стыка деталей (на рис. 1.20 i=2; при соединении только двух деталей i=1); f—коэффициент трения в стыке (f= 0,15...0,20 для сухих чугунных и стальных поверхностей); К—коэффициент запаса (K=1,3...1,5 при статической нагрузке, K=1,8...2 при переменной нагрузке).
Прочность болта оценивают по эквивалентному напряжению [формула (1.19)].
Отметим, что в соединении в котором болт поставлен с зазором, внешняя нагрузка не передается на болт. Поэтому болт рассчитывают только на статическую прочность по силе затяжки даже при переменной внешней нагрузке. Влияние переменной нагрузки учитывают путем выбора повышенных значений коэффициента запаса.
Болт поставлен без зазора (рис. 1.21). В этом случае отверстие калибруют разверткой, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим беззазорную посадку. При расчете прочности соединения не учитывают силы трения в стыке, так как затяжка болта не обязательна. В общем случае болт можно заменить штифтом. Стержень болта рассчитывают по напряжениям среза и смятия. Условие прочности по напряжениям среза
τ=F/(π/4d^2i) (рис. 1.21)
где i-число плоскостей среза (на рис. 1.21, а i=2; при соединении только двух деталей на рис. 1.21,6 i=1).
Сравнивая варианты установки болтов с зазором и без зазора (см. рис. 1.20 и 1.21),следует отметить, что первый вариант дешевле второго, так как не требует точных размеров болта и отверстия. Однако условия работы болта, поставленного с зазором, хуже, чем без зазора. Так, например, приняв коэффициент трения в стыке деталей f=0,2,К= 1,5 и i= 1, из формулы (1.20) получим F3aT = 7,5F. Следовательно,расчетная нагрузка болта с зазором в 7,5 раза превышает внешнюю нагрузку. Кроме того, вследствие нестабильности коэффициента трения и трудности контроля затяжки работа таких соединений при сдвигающей нагрузке недостаточно надежна.
В современном авиастроении получает распространение постановка болтов с высоким упруго пластическим натягом. Таким способом соединяют, например, листы из дюралевого сплава Д16Т болтами из титанового сплава ВТ-16. Материал болтов существенно прочнее материала деталей. При сдвигающих переменных нагрузках наблюдается усталостное разрушение не болтов, а деталей в сечении, ослабленном отверстиями под болты. При установке болтов с высоким натягом в зоне отверстия деталей происходят упруго пластические деформации. Высокая пластичность материала деталей позволяет осуществить натяги до 2% и более от диаметра болта.Это значительно превышает все натяги стандартных посадок.
Долговечность таких соединений в несколько раз превышает долговечность соединений без натяга.
Болт затянут, внешняя нагрузка раскрывает стык деталей. Примером служат болты для крепления крышек резервуаров, нагруженных давлением ρ жидкости или газа (рис. 1.23). Затяжка болтов должна обеспечить герметичность соединения или не раскрытие стыка под нагрузкой. Задача о распределении нагрузки между элементами такого соединения статически неопределима и решается с учетом деформаций этих элементов.
Обозначим: F3aT·—сила затяжки болта;F= FΣ/z — внешняя нагрузка соединения, приходящаяся на один болт (Z — число болтов).
После приложения внешней нагрузки к затянутому соединению болт дополнительно растянется на некоторую величину Δ, а деформация сжатия деталей уменьшится на ту же величину.
Для простоты можно сказать, что только часть внешней нагрузки дополнительно нагружает болт, а другая часть идет на разгрузку стыка.
Фактически вся внешняя нагрузка воспринимается болтом, но уменьшается затяжка стыка или нагрузка на болт со стороны стыка деталей. Обучающимся предлагается самим рассмотреть вариант такого решения и убедиться,, что результат решения сохраняется.
Если обозначим χ коэффициент внешней нагрузки (учитывает приращение нагрузки болта в долях от силы F), то дополнительная нагрузка болта равна xF, а уменьшение затяжки стыка — (1 — x)F. Величину коэффициента χ определяют по условию равенства деформаций болта и деталей, возникающих после приложения внешней нагрузки.
|
Δ=χFλ=(1-X)Fλ„ (1.23)
где λ β — податливость болта, равная его удлинению при единичной нагрузке; λΛ суммарная податливостьсоединяемых деталей.
Из равенства (1.23) имеем
χ=λΛ/(λ6+λΛ). (1.24)
Далее получим приращение нагрузки на болт
Fb=xF (1.25)
расчетную (суммарную) нагрузку болта
и остаточную затяжку стыка от одного болта
FCT=Fзат-(1-x)F (1.27)
Анализ полученных решений и выбор затяжки соединений.
1. С увеличением податливости болта λ6 и уменьшением податливости деталей λα уменьшается χ и приращение нагрузки болта F6 [см. формулу (1.25)]. Эту зависимость выгодно используют на практике и особенно при переменной внешней нагрузке F. Например, при изменении внешней нагрузки F от нуля до максимума (рис. 1.24) в суммарной нагрузке болта Fp изменяется только составляющая F6 (по тому же закону, что и F). Как правило, λΛ значительно меньше λ6, поэтому F6 значительно' меньше F. От переменной составляющей F6 зависит сопротивление болта усталости. Применение упругих болтов(рис. 1.25) является хорошей защитой от усталостного разрушения.Опасным сечением для прочности стержня является сечение по внутреннему диаметру резьбы dx [см. формулу (1.16)]. Учитывая отсутствие концентрации напряжений в ненарезанной части стержня, ее диаметр можно выполнить меньше dx (рис. 1.25, а) или просверлить здесь отверстие (рис. 1.25, б). При этом болт будет равнопрочным, а его податливость увеличится.
|
Оптимизация конструкции болта здесь выполняется по условию равнопрочности с целью уменьшения его металлоемкости и повышения усталостной прочности.
2.С уменьшением F3aT при постоянной F уменьшается FCT [см. формулу (1.27)]. При F3aT<(l-χ) F сила FCT становится равной нулю, в стыке появляется зазор. Образование зазора в стыке недопустимо,так как при этом нарушается плотность соединения, а при переменной нагрузке появляются удары в стыке, от которых соединение быстро разрушается.
Таким, образом,достаточная предварительная затяжка F3a.г, обеспечивающая не раскрытие стыка деталей, является необходимым условием надежности и герметичности соединения.
Условие не раскрытия стыка: FCT> 0.
Практически не раскрытие стыка зависит не только от значения затяжки F3aT, но и от сохранения ее в эксплуатации. Последнее определяется следующими факторами:
качеством обработки поверхностей стыка. При большей шероховатости поверхности ее неровности постепенно сминаются, что приводит к ослаблению затяжки. Для ответственных соединений поверхности стыка деталей рекомендуют шлифовать;
числом поверхностей стыков. Чем больше поверхностей, тем хуже сохраняется затяжка (на рис. 1.23 число поверхностей стыка равно пяти,считая поверхности под гайкой и головкой болта);
качеством поверхности и точностью резьбы. Грубая резьба сминается и уменьшает силу затяжки. В ответственных соединениях рекомендуют применять гайки, увеличивающие равномерность распределения нагрузки по виткам резьбы (см. рис. 1.16);
надежностью способа стопорения резьбы (см.рис. 1.9... 1.12);
качеством прокладок. Упругие прокладки в стыке лучше сохраняют затяжку. (Отметим, что пружинная шайба (см. рис. 1.23) в этом смысле также выполняет роль упругой прокладки.)
В зависимости от перечисленных факторов, трудно поддающихся учету, а также в виду опасности раскрытия стыка деталей целесообразно применять высокую затяжку соединений, Особенно при переменных нагрузках. Это положение подтверждается практикой эксплуатации резьбовых соединений. На практике рекомендуют принимать
F3aT = K3aTF, (1.28)
где Кзат — коэффициент затяжки.