§ 22.4. Проектировочный расчет валов
Сопротивление усталости валов и осей оценивается коэффициентом запаса прочности, а жесткость — прогибом в местах посадок деталей и углами наклона или закручивания сечений. Практикой установлено, что разрушение валов и осей быстроходных машин в большинстве случаев носит усталостный характер, поэтому основным является расчет на сопротивление усталости.
Основными расчетными силовыми факторами являются крутящие Μ к и изгибающие Μ моменты. Влияние растягивающих и сжимающих сил невелико и в большинстве случаев не учитывается.
§ 22.4. Проектировочный расчет валов
Проектировочный расчет валов производят на статическую прочность для ориентировочного определения диаметров. В начале расчета известен только крутящий момент Мк. Изгибающие моменты Μ оказывается возможным определить лишь после разработки конструкции вала, когда согласно чертежу выявится его длина. Кроме того, только после разработки конструкции определятся места концентрации напряжений: галтели, шпоночные канавки и т. п. Поэтому проектировочный расчет вала производят условно только на кручение. При этом расчете влияние изгиба, концентрации напряжений и характера нагрузки на прочность вала компенсируется понижением допускаемых напряжений на кручение [τ]κ.
|
Рис. 22.5. Способы повышения усталостной прочности валов |
При проектировочном расчете обычно
определяют диаметр выходного конца вала. Промежуточный вал не имеет выходного
конца, поэтому для него расчетом определяют диаметр под колесом. Остальные
диаметры вала назначают при разработке конструкции с учетом технологии
изготовления и сборки.
Диаметр расчетного сечения вала определяют по формуле, известной из курса сопротивления материалов:
где Мк — крутящий момент, возникающий в расчетном сечении вала и обычно численно равный передаваемому вращающему моменту Т, т. е. МК=Т;
[т]к — допускаемое напряжение на кручение.
Для валов из сталей Ст5, Стб, 45 принимают: при определении диаметра выходного конца [т]к = 20...30 Н/мм2; при определении диаметра промежуточного вала под колесом [т]к = = 10...20 Н/мм2.
Полученный диаметр вала округляют до ближайшего стандартного значения из ряда нормальных линейных ρ а з м е ρ о в, мм: 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56,60, 63,67,71,75,80, 85,90, 95, 100, 105, 110, 120, 125, 130, 140, 150, 160, 170, 180, 190, 200.