§ 23.8. Подвод смазочного материала. К.п.д.
§ 23.8. Подвод смазочного материала. К.п.д.
Смазочный материал подводится в подшипник по ходу вращения цапфы в зону зазора, где отсутствует гидродинамическое давление (см. рис. 23.6, б). Распределение его по длине вкладыша осуществляется смазочными канавками, которые располагают в ненагруженной зоне вкладыша (см. рис. 23.1 и 23.3). В местах стыка вкладышей делают неглубокие карманы-холодильники / (рис. 23.8), которые охлаждают смазочный материал, распределяют его по длине цапфы и собирают продукты изнашивания.
. Жидкие масла подаются в подшипники самотеком с помощью смазочных устройств или под давлением от шестеренчатых и других насосов. Смазочные устройства многочисленны и разнообразны.
По характеру подачи смазочного материала различают устройства для периодического (рис. 23.9) и непрерывного (рис. 23.12) смазывания, а в зависимости от вида смазочного материала— для пластичного (рис. 23.10) и жидкого (рис. 23.11).
Через пресс-масленки (см. рис. 23.9) смазочный материал подается к трущимся поверхностям под давлением с помощью шприца. Эти масленки малогабаритны и могут устанавливаться в труднодоступных местах.
Колпачков ые масленки (см. рис. 23.10) служат для подачи пластичного смазочного материала. Здесь мазь периодически выдавливается через канал масленки путем подвинчи- вания колпачка, заполненного мазью.
Фитильные масленки (см. рис. 23.11) обеспечивают непрерывность подачи масла, фильтруя его при прохождении через фитиль. Фитильное смазывание основано на принципе сифона, осуществляемого капиллярами хлопчатобумажного фитиля. Конец фитиля, вставленный в трубку масленки, должен быть ниже дна масляного резервуара. Недостатком этих масленок является зависимость подачи масла от его уровня в масленке, а также расход масла в нерабочий период.
Подвод масла кольцом (см. рис. 23.12) является наиболее совершенным способом смазывания подшипников. Осуществляется свободно висящим на цапфе кольцом. От силы трения между цапфой и кольцом последнее вращается, захватывает из ванны масло и подает его на цапфу. Отработавшее масло стекает в ванну и вновь захватывается кольцом.
Смазывание разбрызгиванием применяется в
герметически закрытых механизмах (редукторах, коробках передач и т. п.), в которых масло
захватывается вращающимися деталями и разбрызгивается.