§ 25.2. Глухие муфты
Основной характеристикой муфт является передаваемый вращающий момент Т. Муфты подбирают по ГОСТу или ведомственным нормалям по большему диаметру концов соединяемых валов и расчетному моменту
'
где К — коэффициент режима работы муфты.
Для приводов от электродвигателя принимают [1]: при спокойной нагрузке К= 1,15...1,4; при переменной нагрузке К= 1,5...2; при ударной нагрузке /( = 2,5...3.
Муфты каждого размера выполняют для некоторого диапазона диаметров валов, которые могут быть различными при одном и том же вращающем моменте вследствие разных материалов и различных изгибающих моментов.
Наиболее слабые звенья выбранной муфты проверяют расчетом на прочность по расчетному моменту Грасч.
Шпоночные и шлицевые соединения вала с муфтой проверяют методами, изложенными в § 4.3 и 5.3. Ниже рассматриваются муфты каждой группы, наиболее распространенные в общем машиностроении.
§ 25.2. Глухие муфты
Глухие муфты соединяют соосные валы в одну жесткую линию. Относятся к постоянным муфтам. Применяются в тихоходных приводах. Из различных видов глухих муфт наибольшее распространение получили втулочные и фланцевые муфты.
Втулочная муфта. Эта муфта представляет втулку, насаживаемую на концы валов (см. рис. 25.1 и 4.2). Применяется для передачи небольших вращающих моментов. Имеет простую конструкцию, малые габариты и низкую стоимость. Недостатком муфты является неудобный монтаж и демонтаж, связанные с осевым смещением валов или муфты вдоль вала. Материал втулки — сталь 45.
Втулочную муфту выбирают по стандарту. Шпоночное соединение проверяют на прочность (см. § 4.3).
Фланцевая муфта. Состоит из двух полумуфт с фланцами, стянутыми болтами (рис. 25.2), причем половина болтов установлена с зазором, а другая — без зазора.
Фланцевые муфты соединяют отдельные части валопровода в один вал, работающий как целый. Для того чтобы этот составной вал оставался прямолинейным, необходима строгая соосность его частей и пригонка полумуфт, в противном случае неизбежны изгиб вала, его биение и появление дополнительных нагрузок на опоры.
Фланцевые муфты просты по конструкции, надежны в работе, могут передавать большие моменты. Они широко распространены в машиностроении. Материал полумуфт — сталь 40 или сталь 35J1, допускается также чугун СЧ20.