§ 7.7. КЛАССЫ ПРОЧНОСТИ И МАТЕРИАЛЫ РЕЗЬБОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Стонорение шплинтами и шайбами, благодаря своей надежности, имеет широкое распространение в ответственных конструкциях.
Стопорные шайбы с лапками по ГОСТ 11872—80* (рис. 7.14, в) применяют в основном для стопорения гаек со шлицами при регулировке и креплении подшипников качения на валу. Эти шайбы выполняют толщиной 0,8...2,5 мм, шайбы имеют внутренний носик, отгибаемый в канавку винта, и несколько наружных лапок, отгибаемых в один из шлицев гайки.
Гайки и головки болтов в групповых соединениях нередко стопорят обвязкой проволокой через отверстия с натяжением проволоки в сторону затягивания резьбы (рис. 7.14, г).
Для резьбы небольших диаметров применяют стопорение смолами, лаками и красками. Перспективно стопорение резьб с помощью герметиков, которые устойчивы к воздействию температуры, влаги, масла, динамических нагрузок.
Стопорение болтов возможно также усиками на болтах, вминающимися в материал соединяемых деталей, или специальными подголовками.
При очень редкой разборке возможно применять стопорение пайкой. Если соединение совсем не требует разборки в эксплуатации, применяют стопорение пластическим деформированием или приваркой, которая превращает соединение в неразъемное.
Сопротивление отвинчиванию можно также существенно повысить выравниванием нагрузки по виткам коррекцией шага. Шаг гайки делают больше шага винта на величину около 0,1 %.
§ 7.7. КЛАССЫ ПРОЧНОСТИ И МАТЕРИАЛЫ РЕЗЬБОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Стальные болты, винты и шпильки в соответствии с ГОСТ 1759—70** изготовляют 12 классов прочности. Класс прочности обозначается двумя числами:
7.3. Механические характеристики материалов резьбовых деталей
|
Первое число, умноженное на 100, указывает минимальное значение предела прочности (МПа), второе, деленное на 10, указывает отношение предела текучести к пределу прочности, а следовательно, их произведение, умноженное на 10, пред ставляет собой предел текучести. Классы прочности и материалы резьбовых деталей приведены в табл. 7.3.
При стесненных габаритах выбираю! резьбовые детали высоких классов прочности, что позволяет снизить массу узла. При опасности перекосов опорных поверх ностей следует выбирать болты из стали повышенной пластичности.