Наконец, значительные группы составляют детали специфические
Наконец, значительные группы составляют детали специфические (точнее, имеющие наибольшее применение) для отдельных групп машин.
Для энергетических машин наиболее характерными являются цилиндры, поршни, клапаны, лопатки и диски турбо- машин, роторы и статоры электрических машин.
Для транспортных машин ха^ рактерны: колеса, гусеницы, рельсы, винты водяные и воздушные, крюки, ковши, грейферы и др.
Для машин-орудий специфическими являются: опоки, валки, шаботы, бабы, патроны, суппорты, лемехи, отвалы, веретена, катушки, шпули, челноки.
В связи с электрификацией, гидрофи- кацией и автоматизацией машин многие детали энергетических и транспортных машин получают общепромышленное применение.
Прообразы отдельных деталей машин в применении к ручному инструменту, оружию и приспособлениям известны с глубокой древности. К самым первым по времени появления, как известно, относятся рычаг и клин. Прообразом современных передач гибкой связью следует считать лучковый привод вращения для добывания огня, выполнявшийся наподобие лука, тетива которого обматывается вокруг вращаемого стержня. При возвратно-поступа- тельном движении лука вдоль тетивы стержень получал возвратно-вращательное движение.
Очень давно, более 25 тыс. лет назад, человек научился применять пружину в луках для метания стрел.
Применение катков, т. е. замена трения, скольжения трением качения, было известно свыше 4000 лет назад.
К первым деталям из числа работающих в условиях, близких к условиям работы в машинах, следует отнести колесо, ось и подшипник повозок. Известно применение в о- рота и блока в древности при строительстве храмов и пирамид.
В сочинениях древнегреческих философов (Платон «Государство»; Аристотель «Механические проблемы») имеются сведения о применении в Греции за 3,5 в. до н. э. металлических цапф, зубчатых колес, кривошипов, катков, полиспастов.
Архимед (287—212 г. до н. э.) применил для водоподъемной машины винт, по-видимому, известный ранее.
В сочинении Поллиона Витрувия «Архитектура» (16...13 лет до н. э.) описывается водоподъемная машина с ковшами, укрепленными на цепи.
У Паппа Александрийского (284—305 г.) описан редуктор из зубчатых и червячных передач. Зубчатые передачи тогда выполняли в виде цевочных (на одном колесе зубья — в виде штифтов, параллельных оси вала), червяки и червячные колеса — с прямобочным профилем.