Фазы сцепления зубье
Интерференция зубьев. Это явление, при котором часть пространства на линии зацепления оказывается одновременно занятой двумя взаимодействующими зубьями. В передачах с большими коэффициентами смещения она возникает при контакте кромки вершины зуба одного колеса с переходной кривой у ножки зуба другою, т. е. когда точка контакта В2 ниже точки L сопряжения эвольвентного участка с переходной кривой зуба (рис. 11.7, о).
Рис. 11.7. Фазы сцепления зубьев: а — Д, Й3 — точки входа зубьев в зацепление и выхода (ограничены окружностями вершин зубьев колес); В'В" — зона одиопарного зацепления; б— перенос точек линии зацепления на профиль зуба |
Коэффициенты смещений. Удобно выбирать по блокирующему контуру (рис. 11.8), построенному в координатах коэффициентов смещения , х2 для пары колес zx, z2. Линии контура ограничивают зону допустимых значений коэффициентов смещений по подрезанию зубьев ,V| min , *2тШ , коэффициенту перекрытия εα = 1,2 , заострению зубьев Sa = 0,25т, интерференции зубьев во впадине zl и z2 .
Рис. 11.8. Блокирующий контур для z, = 14 , г2 = 28 |
На блокирующем контуре наносят и другие линии, например, равнопрочное™ зубьев колес по изгибу , одинаковой удельной скорости скольжения η' = η".
Для повышения нагрузочной способности передачи с высокой твердостью материала колес выбирают наибольшие положительные значения х], хг. Но при этом уменьшается коэффициент перекрытия. Минимальный коэффициент перекрытия — линия ε„ = 1, максимальный — эквидистанта линии εα = 1 по направлению к началу координат.
Рекомендации по выбору коэффициентов смещения даны в приложении к ГОСТ 16532-70. Например, для прямозубых передач при >21, я, = х2 = 0. Если 14<Ζ] <20 , то X] -■ 0,3 ; х2 = -0,3 . Если 10 < Ζ] < 14, то дг, = 0,5 ; х2 = -0,5 .
Косозубые передачи в большинстве случаев выполняют без смещения, если zl >-mjn =17/(cosβ)1 .
Конструкция зубчатых колес показана на рис. 11.9.
Рис. 11.9. Конструкция зубчатых колес |
Шестерни с диаметром впадин dj , близким к потребному диаметру вала ds, изготовляют заодно с валом (рис. 11.9, а, б).
Шестерни и колеса небольшого диаметра (da <