Изменение интенсивности механического изнашивания
Оценкой износостойкости служат: скорость изнашивания Jz =h/z (h — износ, τ — время); интенсивность изнашивания Jh=h/S или Jh~h/A (S—путь трения, А — работа трения, F — сила трения, А = F^S ).
В процессе эксплуатации узла трения интенсивность его изнашивания может существенно изменяться. Типичное развитие изнашивания узла трения представлено на рис. 9.6. Во время приработки (I период) происходит изменение макро- и микрогеометрии трущихся поверхностей, уменьшается неравномерность распределения нагрузки, снижаются сила трения и температура.
Рис. 9.6.
Изменение интенсивности механического изнашивания: /— приработка, т. с.
интенсивное изнашивание в местах концентрации нагрузки; II— установившееся изнашивание; III—ускоренное
(катастрофическое) изнашивание
Приработку проводят при пониженных нагрузках и скоростях, часто применяют приработочные присадки к маслам или абразивные пасты, что сокращает время приработки. Период II характерен для штатной эксплуатации при полных нагрузках, величину которых устанавливают в зависимости от заданного ресурса но критерию износостойкости. По мере увеличения износа обычно снижаются качественные показатели: уменьшается точность и КПД; растут динамические силы, вибрации, шум; нарушается заданный закон движения. В конечном итоге это приводит к резкому увеличению интенсивности изнашивания (период HI), при котором нормальная эксплуатация недопустима.
Вид изнашивания зависит, в основном, от характера смазки, состояния трущихся поверхностей, величины нагрузки и химической активности (агрессивности) окружающей среды.
В условиях граничной смазки, когда нагрузка, скорость перемещения и температура невелики, а масляная пленка не нарушена (см. рис. 9.3,«), вероятнее всего можно ожидать механическое изнашивание в форме истирания поверхностей. Отдельные наиболее высокие гребешки микронеровностей снимают тонкие слои сопряженной поверхности и одновременно сами изнашиваются. Это можно наблюдать в хорошо изолированных от абразивной пыли передаче винт-гайка скольжения, цепных передачах, шарнирных подшипниках скольжения и др. Увеличение твердости и снижение шероховатости трущихся поверхностей, применение антифрикционных пар и смазочных материалов с противоизносными присадками повышают их износостойкость.