Основные достоинства подшипников качения
Основные достоинства подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения: 1) меньшие моменты трения при пуске; 2) меньшие осевые габаритные размеры; 3) простота обслуживания и малый расход смазочного материала; 4) полная взаимозаменяемость; 5) малая стоимость в связи с массовым производством; 6) меньший расход цветных металлов.
К недостаткам подшипников качения относят: ^большие радиальные габаритные размеры; 2) значительные контактные напряжения, ограничивающие ресурс; 3) переменную радиальную жесткость по углу поворота и повышенный шум из-за циклического перекатывания тел качения через нагруженную зону; 4) меньшую способность демпфировать колебания и ударные нагрузки; 5) ограниченную быстроходность; 6) высокую стоимость подшипников при мелкосерийном производстве.
Классификация и обозначения подшипников. 1. По форме тел качения подшипники подразделяют на шариковые (см. рис. 17.1) и роликовые (см. рис. 17.2). В зависимости от формы различают ролики: короткие и длинные цилиндрические, конические, сферические, игольчатые, полые, витые и др.
2. По направлению воспринимаемой нагрузки различают подшипники:
радиальные (рис. 17.1, а, в; 17.2, а, б, в, д), которые воспринимают радиальную или преимущественно радиальную нагрузку;
радиально-упорные (рис. 17.1, б, г; 17.2, г), предназначенные для восприятия комбинированной нагрузки (радиальной и осевой);
упорно-радиальные (рис. 17,1, ό), предназначенные для восприятия осевой или преимущественно осевой нагрузки;
упорные (рис. 17.1, е), предназначенные для восприятия только осевой нагрузки.
3. По числу рядов тел качения различают подшипники одно-, двух- и многорядные.
4. По основному конструктивному признаку подшипники подразделяют на самоустанавливающиеся (сферические), которые допускают работу с взаимным перекосом колец до 4° (см. рис. 17.1, в; 17.2, в), и несамоустанавливающиеся — все остальные (допустимый взаимный перекос колец от 1 до 8');
5. По соотношению габаритных размеров подшипники разделяют на серии. При одном и том же внутреннем посадочном диаметре подшипники одного типа могут иметь различные наружные диаметры и ширину, т. е. различные серии по диаметру и ширине (рис. 17.3), С увеличением габаритных размеров растет нагрузочная способность подшипника, но снижается предельная частота вращения.