Расчет конусных соединений
Для редко разбираемых соединений рекомендуют конусности AT = 1: 50-1: 30, для часто разбираемых соединений —
К = I : 20-1:10 [1]. С увеличением угла наклона образующей конуса к его оси (конусности) при действии одной и той же осевой силы затяжки уменьшается давление на посадочной поверхности и, следовательно, несущая способность; при этом уменьшается возможность самозаклинивания.
Расчет конусных соединений проводят в предположении, что после затяжки в соединении на конусной поверхности контакта нозникает равномерно распределенное давление р, из чего следует, что приходящиеся на единицу площади контакта силы трения pf (где/— коэффициент трения) распределены по поверхности сопряжения также равномерно.
|
Спроецировав на ось соединения силы, действующие, например, на ступицу после затяжки соединения и выполнив преобразования, из условия равновесия ступицы (рис, 7,2) получим, что после затяжки на конусной посадочной поверхности соединения нозникает давление
где /,.,., — осевая сила затяжки соединения (осевая сила напрес- совки ступицы на конусную часть вала); dm =(d\ +г/2 )/2 — средний диаметр соединения; I — длина соединения (длина конусной посадочной поверхности); а —угол наклона образующей конуса к оси; /—■ коэффициент трения пары вал-ступица; здесь площадь боковой поверхности конуса приближенно заменена площадью цилиндрической поверхности диаметром dm и длиной/.
Вращающий момент Τ\ который может передать соединение, определяется силами трения на поверхности контакта. Из-за нестабильности коэффициента трения и приближенного характера расчетной модели несущую способность соединения, т. е. вращающий момент '/', которым можно нагрузить соединение, определяют с запасом s по формуле
Для передачи соединением заданного вращающего момента Τ на поверхности контакта вал-ступица необходимо создать давление
для чего следует приложить к ступице осевую силу затяжки
В расчетах обычно запас назначают ^=1,3...1,5, причем большее значение запаса принимают для ответственных соединений; ответственными считаются соединения, выход из строя (отказ) которых может привести к человеческим жертвам или к значительным затратам на восстановление, ремонт и т. п.