§ 11. ОПОРЫ СООСНО РАСПОЛОЖЕННЫХ ВАЛОВ
В этой схеме внутренние кольца подшипников закреплены упором в буртик вала. Наружные кольца имеют свободу осевого перемещения на величину зазора Ζ в сторону крышки подшипника.
Величина зазора Ζ (Ζ = 0,5...0,8 мм) зависит от размеров и точности изготовления сопряженных зубчатых шевронных колес, точности их сборки. Показанная на рис. 6.25, б (см. рис. 14.3,6) схема соответствует моменту сборки передачи.
а) |
Рис. 6.25 |
На
рис. 6.25, β
показано положение деталей подшипника при работе передачи. В начальный
момент осевого плавания
вала ролики подшипников смещают наружные кольца на некоторую величину в сторону крышек. При
этом зазор Ζ
уменьшается и в дальнейшем за счет тепловых деформаций вала выбирается
полностью. Найдя свое положение, наружные кольца остаются неподвижными.
Осевое плавание вала происходит за счет смещения внутренних колец совместно с роликами относительно наружных колец. При этом между роликами и бортом наружного кольца при плавании вала имеет место осевой зазор S, который в процессе работы изменяется в некоторых пределах, определяемых точностью изготовления зубьев зубчатых колес.
Важным достоинством этой схемы является возможность регулирования начальной величины осевого смещения наружного и внутреннего колец подшипника. Регулирование осуществляется набором металлических компенсаторных прокладок К, устанавливаемых под фланцы обеих крышек подшипников. В результате регулировки можно добиться точного взаимного расположения наружного и внутреннего колец подшипников. При этом размеры деталей узла, влияющие на осевое положение колец, могут выполняться по свободным допускам.
§ 11. ОПОРЫ СООСНО РАСПОЛОЖЕННЫХ ВАЛОВ
Такие опоры встречаются, например, в соосном двухступенчатом цилиндрическом редукторе (рис. 6.26). При этом на внутренней стенке корпуса рядом располагаются разные по габаритам подшипники соосных валов. Один из них является опорой быстроходного, а другой тихоходного вала. Сами валы фиксируются, как правило, по схеме «враспор». На рис. 6.27, α — в показаны возможные конструктивные варианты выполнения опоры соосно расположенных валов.
На рис. 6.27, а показан вариант, когда отверстия под подшипники выполняют непосредственно во внутренней стенке корпуса. Обработку отверстий ведут с двух сторон, образуя упорные заплечики для подшипников в обоих отверстиях. Это создает определенные трудности при обработке.