§ 15.8. Предел вибрационной устойчивости
За предел вибрационной устойчивости обычно принимают для жестких валов для гибких валов я^1,3лкр.
При действии переменных крутящих моментов в системе возбуждаются крутильные колебания, которые можно проанализировать подобным же способом. Сведения о крутильных колебаниях для элементарных систем даны в § 17.4.
Расчетные формулы для частот собственных колебаний и критических частот вращения более сложных систем, в том числе многомассовых, см. в справочниках, а также [2].
Вопросы для самопроверки
1. Почему расчет вала разделяют на два этапа: проектный и проверочный?
2. По каким напряжениям выполняют проектный расчет вала и почему при этом уменьшают допускаемые напряжения?
3. Как схематизируют реальные условия работы вала, его конструкцию, опоры и нагрузки при разработке расчетной схемы?
4. Почему вал рассчитывают на усталость даже при постоянной нагрузке?
5. Какие факторы учитывают при определении запаса сопротивления усталости вала и по каким напряжениям его рассчитывают?
6. Зачем нужна проверка статической прочности вала и по каким напряжениям ее выполняют?
7. Зачем нужна проверка жесткости вала и какие параметры при этом определяют?
8. Что может быть причиной колебаний валов?
9. Что является собственной и вынужденной частотой колебаний вала и какого соотношения этих частот следует избегать?
Пример расчета 15.1. Выполнить проектный расчет вала и его опор (см. рис. 15.1): Т= 645 Нм, « = 200 мин-1, ширина шестерни —100 мм, диаметр шестерни ^=200 мм (ζ = 40, m — 5), β = 8°; на выходном конце вала установлена упругая пальцевая муфта; материал вала — сталь 45, улучшенная, σΒ = 750 МПа, στ = 450 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двухкратная кратковременная перегрузка.
Решение. 1. По формуле (15.1) приближенно оцениваем средний диаметр вала при [τ] = 12 МПа:
2. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры: диаметр в месте посадки шестерни 3. Определяем допускаемую радиальную нагрузку на выходном конце вала, полагая, что редуктор может быть использован как редуктор общего назначения (с. 298): ^ = 250^/7=250^645 = 6350 Н.
4. Определяем силы в зацеплении [см. формулы (8.26)]:
Ft — 2Tldi — 2- 645 • 103/200 = 6450 Η; = F, tg β = 6450 • 0,1450 = 900 Η; Fr = Ft tg α/cos β = 6450 • 0,364/0,9903 = 2400 Η.
При действии переменных крутящих моментов в системе возбуждаются крутильные колебания, которые можно проанализировать подобным же способом. Сведения о крутильных колебаниях для элементарных систем даны в § 17.4.
Расчетные формулы для частот собственных колебаний и критических частот вращения более сложных систем, в том числе многомассовых, см. в справочниках, а также [2].
Вопросы для самопроверки
1. Почему расчет вала разделяют на два этапа: проектный и проверочный?
2. По каким напряжениям выполняют проектный расчет вала и почему при этом уменьшают допускаемые напряжения?
3. Как схематизируют реальные условия работы вала, его конструкцию, опоры и нагрузки при разработке расчетной схемы?
4. Почему вал рассчитывают на усталость даже при постоянной нагрузке?
5. Какие факторы учитывают при определении запаса сопротивления усталости вала и по каким напряжениям его рассчитывают?
6. Зачем нужна проверка статической прочности вала и по каким напряжениям ее выполняют?
7. Зачем нужна проверка жесткости вала и какие параметры при этом определяют?
8. Что может быть причиной колебаний валов?
9. Что является собственной и вынужденной частотой колебаний вала и какого соотношения этих частот следует избегать?
Пример расчета 15.1. Выполнить проектный расчет вала и его опор (см. рис. 15.1): Т= 645 Нм, « = 200 мин-1, ширина шестерни —100 мм, диаметр шестерни ^=200 мм (ζ = 40, m — 5), β = 8°; на выходном конце вала установлена упругая пальцевая муфта; материал вала — сталь 45, улучшенная, σΒ = 750 МПа, στ = 450 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двухкратная кратковременная перегрузка.
Решение. 1. По формуле (15.1) приближенно оцениваем средний диаметр вала при [τ] = 12 МПа:
2. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры: диаметр в месте посадки шестерни 3. Определяем допускаемую радиальную нагрузку на выходном конце вала, полагая, что редуктор может быть использован как редуктор общего назначения (с. 298): ^ = 250^/7=250^645 = 6350 Н.
4. Определяем силы в зацеплении [см. формулы (8.26)]:
Ft — 2Tldi — 2- 645 • 103/200 = 6450 Η; = F, tg β = 6450 • 0,1450 = 900 Η; Fr = Ft tg α/cos β = 6450 • 0,364/0,9903 = 2400 Η.