Санкт-Петербург: 8-812-402-70-55
Москва: 8-495-125-70-55

info@reductory.ru
Название организации:
Имя:
Номер телефона:
Email:
Город:
Адрес доставки:
Требуемая продукция:
ОтменаПодтвердить

§ 23.2. Виды смазки

. Для тихоходных машин могут иметь весь­ма простую конструкцию (см. рис. 23.2).


 
i_23_4.jpg

 


Недостатки. 1. В процессе работы требуют постоянного надзора из-за высоких требований к смазыванию и опасности перегрева; перерыв в подаче смазочного материала ведет к вы­ходу из строя подшипника. 2. Имеют сравнительно большие осевые размеры. 3. Значительные потери на трение в период пуска и при несовершенной смазке. 4. Большой расход сма­зочного материала.

Применение. 1. Для валов с ударными и вибрационными нагрузками (молоты, поршневые машины и др.)· 2. Для коленча­тых валов, когда по условиям сборки требуются разъемные под­шипники. 3. Для валов больших диаметров, для которых отсут­ствуют подшипники качения. 4. Для высокоскоростных валов, когда подшипники качения непригодны (центрифуги и др.) 5. При высоких требованиях к точности работы вала (шпиндели станков и др.). 6. В тихоходных машинах. 7. При работе в воде и агрессивных средах, в которых подшипники качения нерабо­тоспособны.

§ 23.2. Виды смазки

В подшипниках скольжения может быть полужидкостная и жидкостная смазка, переходящая последовательно одна в дру­гую по мере возрастания угловой скорости вала от нуля до опре­деленного значения.

Вращающийся вал увлекает смазочный материал в клиновой зазор между цапфой и qкладышем и создает гидродинамическую подъемную силу, вследствие которой цапфа всплывает по мере увеличения скорости (рис. 23.6).

Рис. 23.6. Положение цапфы в подшипнике в состоя­нии покоя (а) и при вращении (б): / — эпюра давлений в масляном слое

В период пуска, когда скорость скольжения мала, большая часть поверхности трения разделена тонкой масляной пленкой. При увеличении скорости цапфа всплывает и толщина смазываю­щего слоя увеличивается, но отдельные выступы трущихся повер­хностей остаются не разделенными смазочным материалом. Смазка в этом случае будет полужидкостная.

При дальнейшем возрастании угловой скорости и соблюдении определенных условий (см. ниже) появляется сплошной устойчи­вый слой масла, полностью разделяющий шероховатости повер­хностей трения (рис. 23.7). Возникает жидкостная смаз- к а, при которой изнашивание и заедание отсутствуют.

При малой угловой скорости вала создается граничная смазка, когда трущиеся поверхности не разделены слоем сма-

i_23_7.jpg


Рис. 23.7. Расположение поверхностей трения при жидкостной смазке: / — цафпа; 2 — вкладыш; 3 — слой масла



зывающего материала, но на поверхностях цапфы и вкладыша имеется тонкая адсорбированная [1] масляная пленка толщиной порядка 0,1 мкм.



[1] Адсорбция — поверхностное поглощение.