Рис. 23.3. Подшипник с разъемным корпусом и вкладышем
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники бывают:
радиальные — воспринимают радиальные нагрузки, перпендикулярные оси цапфы;
упорные — воспринимают осевые нагрузки; радиально-упорные — воспринимают радиальные и осевые нагрузки.
Упорные подшипники часто называют подпятниками. Конструкции подшипников. В большинстве случаев подшипники скольжения состоят из корпуса, вкладышей и смазывающих устройств. Конструкции подшипников разнообразны и определяются конструкцией машины. В простейшем виде подшипник скольжения представляет собой втулку (вкладыш), встроенную в станину машины (рис. 23.1). На рис 23.2 и 23.3 подшипник имеет отдельный корпус, который крепится на станине машины.
Основным элементом подшипника скольжения является вкладыш /, который устанавливают в корпусе подшипника
|
Рис. 23.1. Неразъемный подтип- Рис. 23.2. Фланцевый (неразъ- |
ник, встроенный в станину машины: / — втулка; 2 — смазочная канавка; 3 — стопорный винт; 4 — станина машины |
емный) подшипник |
Рис. 23.3. Подшипник с разъемным корпусом и вкладышем
(рис. 23.3) или непосредственно в станине или раме машины (рис. 23.1). В процессе работы трущиеся поверхности цапфы и вкладыша находятся в состоянии относительного скольжения.
Подшипники скольжения делятся на неразъемные (см. рис. 23.2) и разъемные (см. рис. 23.3).
Неразъемные (глухие) подшипники применяют при малой скорости скольжения с перерывами в работе (механизмы управления и др.).
Разъемные подшипники имеют основное применение в общем и особенно в тяжелом машиностроении. Они облегчают монтаж валов.
При большой длине цапф применяют самоустанавливающиеся подшипники (рис. 23.4). Сферические выступы вкладышей позволяют им самоустанавливаться, устраняя тем самым перекосы цапф от деформации вала и неточностей монтажа, обеспечивая равномерное распределение нагрузки по длине вкладыша.
Пример конструкции подпятника показан на рис. 23.5.
Достоинства подшипников скольжения. 1. Надежно работают в высокоскоростных приводах (подшипники качения в этих условиях имеют низкую долговечность). 2. Способны воспринимать большие ударные и вибрационные нагрузки вследствие демпфирующего действия масляного слоя. 3. Работают бесшумно. 4. Имеют сравнительно малые радиальные размеры (см. рис. 23.2). 5. Разъемные подшипники допускают установку их на шейки коленчатых валов; при ремонте не требуют демонтажа муфт, шкивов и т. д. 6.