ГЛАВА II МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ § 2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Обычным порядком расчета при конструировании машин является предварительный приближенный расчет или использование подобия, а потом — основной уточненный расчет в форме проверочного.
Для этого расчета определяется квантиль распределения

и по ней с помощью таблиц нормального распределения — вероятность безотказной работы.
Таким образом, квантиль можно рассматривать как аналог коэффициента запаса. Только она характеризует не отношение способности сопротивления воздействию, а их разность; а эта разность должна задаваться в относительной форме. Поэтому ее берут в отношении к среднему квадратическому отклонению.
Интересна связь между квантилью иР как вероятностной характеристикой расчета и коэффициентом безопасности п, рассчитанным по средним значениям случайных величин F и W, т. е. n—W/F. Разделив числитель и знаменатель дроби на W и введя коэффициенты вариации uw=Sw/W и vf=Sf/F, получаем
|
В расчетах на выносливость выражение для квантили можно записать через действующие напряжения σ„ и предельное по критерию прочности напряжение ад, превышение его вызывает отказ:

При основных в машиностроении расчетах на циклическую прочность коэффициент вариации предельного напряжения — предела выносливости детали
где n = 0,03...0,08 — коэффициент вариации для точно изготовленной детали из материала одной плавки (см. § 15.4); ^2 = 0,06...0,1 —коэффициент вариации для материала разных плавок; Оз=(0,3... ...0,45)υρ—коэффициент вариации, учитывающий рассеяние ур радиуса переходных поверхностей, рассеяние шероховатости поверхности или других факторов.
Коэффициент вариации внешней нагрузки или действующего напряжения задается на основе наблюдений и опыта. Часто υα = 0,1...0,2.
Особенностью вероятности расчетов деталей
отдельных групп по сравнению с обычными расчетами является определение коэффициентов
вариации для деталей.
Выбор материалов и термообработки деталей машин определяется: а) необходимостью обеспечения требуемой надежности деталей в течение заданного срока службы при заданных требованиях к габаритам; б) экономическими факторами и условиями изготовления.
Следует иметь в виду, что стоимость материалов составляет значительную часть стоимости машин, например в среднем в автомобилях 65...70 %, а в грузоподъемных машинах 70...75 %.