11.5. Силы в зацеплении цилиндрических передач
2. Боковой зазор между нерабочими поверхностями зубьев. Обусловлен видом сопряжения; он предотвращает заклинивания (в частности, при разогреве) и обеспечивает свободное вращение колес; влияет на работоспособность передач при крутильных колебаниях и особенно реверсируемых передач.
3. Шероховатость рабочих поверхностей зубьев. Она влияет на износостойкость передач.
4. Виды сопряжений. Для всех степеней точности установлены для т > 1 — Η, Е, D, С, В, А, для мелкомодульных т < 1 — Н, G, F, Е, D (рис. 11.10).
Боковой зазор между нерабочими боковыми поверхностями зубьев в зацеплении образуется дополнительным смещением ИПК в тело зуба при нарезании. Глубина врезания контролируется измерительным размером толщины зуба по хорде, длиной общей нормали или размером по роликам (шарикам), вложенным во впадины между зубьями. Допуск на измерительный размер зависит от вида сопряжения.
Рис. 11.10. Виды сопряжений: Jnmin гарантированные боковые зазоры в зацеплении; Т, —допуск |
Сопряжения
Н, G с малым боковым зазором
используются в
передачах систем управления, точных приборах. Для избежания заклинивания в
конструкции предусматривают регулирование межосевого расстояния при сборке или
гибкие ободья зубчатых колес (волновые зубчатые передачи).
В общем машиностроении рекомендуют вид сопряжения В. На чертежах при т> 1 обозначают 7-7-6-В (7 — кинематическая точность, 7 — плавность работы, 6 — пятно контакта, В — вид сопряжения) или 7-В — когда совпадают все показатели точности.
Динамические нагрузки зависят от степени точности передачи и возрастают с ростом окружной скорости. Ориентировочные допустимые окружные скорости передач в зависимости от степени точности приведены в табл. 11.2.
Таблица 11.2 Ориентировочные допустимые окружные скорости передач в зависимости от степени точности
|
11.5. Силы в зацеплении цилиндрических передач
Знание этих сил необходимо для расчета на прочность зубьев колес, валов и их опор. Силы определяют в статике без учета динамики, ошибок изготовления и деформаций деталей. Эти явления учитываются соответствующими коэффициентами при определении расчетной нагрузки. Силы в зацеплении определяют в полюсе Π в зоне однопарного зацепления (см. рис. 11.7). Здесь вся нагрузка передается одной парой зубьев.