17.12. Быстроходность подшипников
Таблица 17.9 Коэффициент эквивалентности КЕ
|
Для шариковых подшипников с номинальным углом контакта α <18° следует сначала найти соответствующие эквивалентные нагрузки, например для опор (см. рис. 17.11)
и по ним вести расчет, как при постоянной нагрузке. В этих подшипниках с пропорциональным изменением нагрузки Frl, FrZ и FA изменяются коэффициенты е и У
Далее находят требуемую динамическую грузоподъемность
которая должна быть не менее каталожного значения С.
При переменных режимах нагружения должно выполняться
условие Ρ < 0,5С .
17.12. Быстроходность подшипников
Ориентировочные значения предельных частот вращения для каждого подшипника класса точности 0 с обычными сепараторами указаны в каталоге в зависимости от смазочного материала: жидкого или пластичного. Быстроходность подшипника ограничена:
а) повышением температуры, при которой смазочный материал утрачивает свои смазочные свойства, а материалы колец и тел качения могут претерпевать структурные изменения в результате отпуска;
б) прочностью и долговечностью сепаратора в связи с износом;
в) ускоренным разрушением колец и тел качения в связи с большим числом циклов нагружения в единицу времени.
Наиболее быстроходными являются подшипники с малым трением на площадке контакта — шариковые и роликовые с короткими цилиндрическими роликами. Наименьшую быстроходность имеют упорные подшипники, что связано с неблагоприятным направлением центробежных сил и наличием гироскопических моментов, действующих на тела качения.
Применение массивных сепараторов, улучшение условий смазывания и охлаждения, повышение класса точности подшипников и точности изготовления сопряженных с подшипниками деталей позволяют повысить предельную частоту вращения в 2,..3 раза по сравнению с указанной в каталоге.
Сопротивление вращению подшипника зависит от его конструкции, нагрузки, условий смазки, частоты вращения, точности изготовления и монтажа. Энергетические потери обусловлены трением скольжения в местах контакта тел качения с кольцами и сепаратором, несовершенной упругостью материала (внутреннее трение), потерями в смазочном материале и в уплотнениях при их наличии.