9.3.1. Герметизация неподвижных соединений
9.3. Уплотнения
Уплотнения — устройства для разделения сред, которые предотвращают или уменьшают утечки через подвижные или разъемные неподвижные соединения. Выбор типа уплотнения выполняют в зависимости от величины допускаемых утечек, определяемых классом негерметичности, от свойств рабочей и окружающей среды (ее токсичности и химической агрессивности), режима работы, свойств материалов уплотняемого соединения и уплотнителя.
В узлах трения машин общего назначения уплотнения служат для защиты их от попадания загрязнений и влаги из окружающей среды, а также предотвращения утечек смазочного материала. Применение уплотнений — одно из эффективных средств повышения долговечности узлов трения.
Для машин общего назначения наиболее характерными объектами герметизации являются неподвижные в работе разъемные соединения (например, плоскость разъема корпуса передачи) и подвижные узлы трения как вращательного (например, проход- пая подшипниковая крышка), так и возвратно-поступательного движения (уплотнения гидро-пневмоустройств). Здесь в качестве окружающей среды рассматривают запыленный воздух, а рабочая среда — смазочное масло при избыточном давлении не более 0,05...0,1 МПа. Важнейшим показателем эффективности уплотнений является их герметичность, характеризуемая величиной удельной утечки уплотняемой среды. В зависимости от величины удельной утечки установлены 12 классов негерметичпости, а также качественная оценка. Так, манжетные уплотнения для соединений с относительным вращением принадлежат в среднем к классу негерметичности 2-2 (количественная оценка), характеризующемуся «подтеканием без каплеобразования» (качественная оценка). Кроме того, оценкой качества уплотнений является ресурс (наработка) в часах до снижения герметичности соединения на один или два класса. Для указанных выше манжетных уплотнений при окружной скорости 5 м/с наработка составляет в среднем 2500 ч.
Ниже кратко рассмотрены основные типы уплотнений применительно к машинам общего назначения; более подробно см. [38].
9.3.1. Герметизация неподвижных соединений
Недостаточная герметичность стыков металлических деталей объясняется наличием неровностей реальных поверхностей. Для часто разбираемых стыков можно обеспечить достаточную герметичность соединения путем тщательной механической обработки (шабрение, притирка), но для рассматриваемого класса стыков это нехарактерно.