Различные посадки (с зазором, натягом и переходные)
Различные посадки (с зазором, натягом и переходные) при данном номинальном диаметре посадки создаются путем изменения предельных отклонений (поля допуска) размера диаметра вала. Отверстие в этой системе называют основным, его поле допуска обозначают И. Нижнее отклонение El размера основного отверстия равно нулю, а поле допуска TD основного отверстия располагается выше номинального диаметра посадки, причем верхнее отклонение основного отверстия ES - TD . Величина допуска TD увеличивается с ростом диаметра и квалитета (с ростом квалитета от 0 до 17 снижается степень точности). Для общего машиностроения применяют квалитеты от 5 до 11. Выше поля допуска отверстия располагаются поля допусков Td диаметров валов (рис. 5.6), При данном номинальном диаметре d каждой стандартной посадке с натягом в системе отверстия (ГОСТ 25346-89 и ГОСТ 25347-89) соответствуют определенные значения минимального A'cTmin и максимального Лгсттах стандартных натягов.
где ES и es — верхнее отклонение соответственно отверстия и вала; ei — нижнее отклонение вала.
У большой партии
одинаковых деталей размер диаметра посадочной поверхности является случайной
величиной и имеет рассеивание (распределение), которое в пределах поля допуска
близко к нормальному распределению Гаусса. Натяги также подчиняются
распределению Гаусса (рис. 5.7). Вероятность появления в производстве валов и
отверстий с размерами посадочных поверхностей, близкими к предельным
отклонениям, очень мала;

|
Рис. 5.6. Поля допусков в системе отверстия деталей соединений с натягом: TD — поле допуска на размер диаметра отверстия; Td— поле допуска на размер диаметра вала
еще меньше вероятность сочетания в одном соединении валов и отверстий с предельными размерами. Отбрасывая (отрезая) такие маловероятные сочетания в распределении возможных натягов (отброшенные зоны заштрихованы на рис. 5.7) и допуская тем самым определенную вероятность «разрушения» соединений (риск появления больших или меньших натягов), можно увеличить минимальный и снизить максимальный натяг у стандартных посадок; это позволит применить другую посадку с меньшим максимальным натягом Л^еттах > чт0 благоприятно для прочности
деталей.