Шариковый радиально-упорный подшипник с разъемным внутренним кольцом
Шариковый радиально-упорный подшипник с разъемным внутренним кольцом (см. рис. 17.1, г) в зависимости от формы дорожек качения имеет трех- или четырехточечный контакт шарика с кольцами и предназначен для восприятия радиальной и осевой нагрузки в обоих направлениях. Существуют аналогичные подшипники с разъемным наружным кольцом.
Шариковый упорно-радиальный подшипник (см. рис. 17.1, д) предназначен для восприятия значительной осевой и некоторой радиальной нагрузки,
Упорный шариковый одинарный подшипник (см. рис. 17.1, е) предназначен для восприятия только осевых нагрузок. Размеры наружных и внутренних диаметров колец отличаются. Тугое кольцо устанавливают на валу, а свободное — в корпус. Частоты вращения ограничены центробежными силами и гироскопическими моментами, действующими на шарики. Для восприятия двусторонней осевой нагрузки применяют двойные упорные подшипники. Допустимый перекос колец до 2'.
Роликоподшипники. Роликовый радиальный подшипник с короткими цилиндрическими роликами (см. рис. 17.2, а) предназначен для восприятия радиальных нагрузок. Роликоподшипники очень чувствительны к относительным перекосам колец. Перекосы вызывают концентрацию контактных напряжений на краях роликов (краевой эффект). Для уменьшения концентрации напряжений используют подшипники с модифицированным контактом: ролики или дорожки качения делают с небольшой выпуклостью (бомбиной), что приводит к повышению допускаемого угла перекоса с 2 до 6', а ресурса в 1,5...2 раза. Подшипники с бортами на обоих кольцах (см. рис. 17.2,6) могут воспринимать осевую нагрузку при условии, что она не более 0,2...0,4 от радиальной в зависимости от серии подшипника. Расчеты допускаемых осевых нагрузок, которые в этих подшипниках ограничиваются не контактными напряжениями, а силами трения на торцах роликов, можно найти в [31]. Сепараторы у этих подшипников штампованные или массивные.
Роликовый радиальный сферический двухрядный подшипник (см. рис. 17.2, в) отличается от радиального сферического двухрядного шарикоподшипника большей грузоподъемностью, но меньшей быстроходностью. Допустимый угол взаимного перекоса колец до 4°.
Роликовый радиально-упорный конический подшипник (см. рис. 17.2, г) предназначен для восприятия совместно действующих радиальной и односторонней осевой нагрузки.