Движение обкатки
При шлифовании зубьев этим методом (рис. 1.97) воспроизводится зубчатое зацепление пары рейка-зубчатое колесо. Инструментом является воображаемая рейка, боковые стороны зуба которой образованы шлифовальными тарельчатыми кругами 2. Шлифовальные круги получают вращательное движение, движение обкатки, заготовка 1 выполняет возвратно-поступательное движение.
Движение обкатки складывается из двух движений: вращения заготовки вокруг своей оси (А) и поступательного движения вдоль воображаемой рейки (Б). В результате этих двух движений заготовка перекатывается без скольжения по воображаемой рейке.
На практике существуют и другие методы шлифования цилиндрических зубчатых колес: дисковым кругом; двумя дисковыми кругами; червячным кругом и др.
Наиболее производительными методами являются шлифование двумя дисковыми кругами и особенно шлифование на станках червячными кругами, которые обеспечивают точность до 5-й степени и параметр шероховатости поверхности Ra < 0,32 мкм.
Применяют шлифование цилиндрических колес с внутренними прямыми и косыми зубьями также методами копирования и обкатки. Принципы работы станков для внутреннего шлифования аналогичны таковым для шлифования наружных зубьев.
Хонингование применяют для чистовой отделки зубьев, как правило, закаленных цилиндрических колес внешнего и внутреннего зацеплений. Процесс осуществляется на зубохонинговальных станках с помощью зубчатого абразивного инструмента — хона.
Зубчатые хоны представляют собой прямозубые или косозубые колеса, обычно состоящие из стальной ступицы и абразивного венца того же модуля, что и обрабатываемое колесо. Частота вращения хона 180...200 мин"1, скорость подачи стола 180...210 мм/мин. Время хо- нингования зубчатого колеса 30...60 с.
Хонингование позволяет уменьшить параметры шероховатости и тем самым повысить долговечность зубчатой передачи.